Речь заместителя премьер-министра и министра иностранных дел Израиля Авигдора Либермана 28 сентября

Речь заместителя премьер-министра и министра иностранных дел
Израиля Авигдора Либермана
28 сентября 2010 года на Генеральной Ассамблее ООН

Г-н президент, уважаемые коллеги, дамы и господа:

Когда вчера я прибыл в Нью-Йорк, мне позвонил председатель
одной из еврейских организаций. Он спросил меня, как я выдерживаю
давление, которое оказывается на Израиль. Наверняка, сказал он, это
очень трудная задача. В тот момент я вспомнил старую шутку о пяти
евреях, изменивших мир: Моисей сказал, что все держится на законе,
Иисус – на любви, Маркс – на деньгах, Фрейд – на сексе, а Эйнштейн – что все
относительно.
Я сказал своему собеседнику, что все относительно. С одной стороны,
выдерживать столь сильное давление, действительно, – сложная задача. С
другой, сегодня это легче, чем раньше, поскольку у нас, в Израиле,
есть стабильная коалиция, стабильное правительство и нас поддерживает
большинство израильского народа. Мы готовы к честному решению
ближневосточной проблемы и готовы сотрудничать с международным
сообществом. Однако мы не готовы поступиться национальной безопасностью
или жизненными интересами государства Израиль.
Прежде всего, я хочу подчеркнуть, что в противоположность утверждениям
международных СМИ, израильская политика не разделена на сторонников
мира и сторонников войны. Все израильтяне хотят мира и противоречия
сводятся к специфическому вопросу, как достичь мира; как достичь
безопасности и стабильности в регионе.
Мы задаемся вопросом: почему, спустя 17 лет с момента подписания
договора в Осло, мы так и не смогли подписать всестороннего
соглашения, означающего прекращение конфликта и устранение причин
для взаимных претензий в будущем?
Несмотря на все усилия людей, руководствовавшихся самыми лучшими
намерениями, включая Ицхака Рабина, Шимона Переса, Биньямина
Нетаниягу, Эхуда Барака, Ариэля Шарона и Эхуда Ольмерта, несмотря на
саммит в Кэмп-Дэвиде между Эхудом Бараком и Ясером Арафатом,
организованный Биллом Клинтоном, несмотря на саммит в Аннаполисе между
Эхудом Ольмертом и Махмудом Аббасом, мирный процесс по-прежнему находится в тупике.
Факт, что, несмотря на превалирующую точку зрения, будто
израильско-палестинский конфликт является источником нестабильности на
Ближнем Востоке или главной причиной многочисленных конфликтов в
регионе, реальность совершенно иная. Более 90 процентов кровавых войн
на Ближнем Востоке после второй мировой войны не были результатом
израильско-палестинского конфликта и вообще никак не связаны с
Израилем. Это были войны между мусульманами или арабскими
государствами. Ирано-иракский конфликт, война в Персидском заливе,
война между Северным и Южным Йеменом, резня в сирийском городе Хамма,
кровавые конфликты в Алжире и Ливане – лишь несколько примеров такого рода.
Этот длинный список можно было бы продолжить.
Второе ложное, но очень популярное объяснение хронического конфликта
между Израилем и палестинцами состоит в том, что в основе его лежит
так называемая "оккупация", поселения в Иудее и Самарии и сами
поселенцы. Согласно этой точке зрения, только создание независимого
палестинского государства в Иудее, Самарии и Газе может обеспечить мир
и стабильность в регионе.
Однако многочисленные и хорошо известные факты опровергают это утверждение.
Во-первых, и Иудея, и Самария, и Газа находились под арабским
контролем на протяжении 19 лет, с 1948 по 1967 год. В течение этих 19
лет, никто даже не попытался создать палестинское государство.
Мирные соглашения между Египтом и Иорданией были заключены, несмотря
на наличие поселений. И, напротив: мы эвакуировали 21 процветающее
поселение в Гуш-Катифе, мы выселили отсюда более десяти тысяч
поселенцев, и за это получили режим ХАМАСа в Газе и тысячи ракет,
обрушившихся на Сдерот и южные города Израиля.
Еще один ложный аргумент состоит в том, что палестинская проблема
препятствует созданию международного фронта против Ирана. Такая
позиция не просто шаткая, но совершенно безответственная. С таким же
успехом можно было бы утверждать, что палестинский вопрос препятствует
проведению твердой политики в отношении Северной Кореи, предотвращению
пиратства в Сомали, решению гуманитарного кризиса в Судане или
политическим изменениям в Афганистане.
Также как революция Хомейни в Иране не имела никакого отношения к
палестинскому вопросу, точно также и решение Ирана о создании ядерного
оружия не связано с ближневосточным урегулированием.
В реальности причинно-следственная связь между Ираном и
израильско-палестинским конфликтом прямо противоположная. Иран может
существовать без ХАМАСа, "Исламского джихада" и "Хизбаллы", однако эти
террористические организации не могут существовать без Ирана.
Используя эти группировки, Иран в силах в любое время сорвать
соглашение между Израилем и палестинцами. Поэтому, для достижения
жизнеспособного соглашения с палестинцами следует искоренить подлинные
причины конфликта, и, прежде всего, устранить иранскую угрозу.
Тот, кто, действительно, стремится достичь мира, должен видеть корни
конфликта, а не его симптомы. Несомненно, что есть и другие аспекты
урегулирования, нуждающиеся в решении, кроме иранского, но на
сегодняшний день именно он остается ведущим.
В своем стремлении завершить противостояние между Израилем и
палестинцами, мы имеем дело с двумя типами проблем:
эмоциональными и практическими.
Поэтому решение должно быть двухступенчатым. К сфере эмоциональных
проблем относится, прежде всего, хроническое недоверие между сторонами
и столь болезненные вопросы, как будущее Иерусалима, признание Израиля
в качестве национального еврейского государства и судьба беженцев.
В этой ситуации нам следует сфокусироваться в ближайшее время на
достижении долгосрочного промежуточного соглашения, которое
просуществует несколько десятилетий. Нам необходимо воспитать новое
поколение израильтян и палестинцев, испытывающих доверие друг к другу,
устойчивых к подстрекательству и экстремистским лозунгам. Для
достижения окончательного урегулирования мы должны понимать, что
главное препятствие на пути к миру – это недоверие и враждебность
между двумя народами. Как и повсюду в сходных случаях, мы имеем дело с
двумя народами, двумя религиями и двумя культурами, претендующими на
одну и ту же землю. И это неизбежно приводит к постоянным трениям и
столкновениям. В мире существует бесчисленное число этнических
конфликтов: на Балканах, Кавказе, Африке, Дальнем Востоке, и
Ближний Восток не является исключением.
Там, где удается достичь эффективного разделения между враждующими
сторонами, конфликт исчерпывает себя или же драматическим образом
сокращается до незначительных масштабов. В качестве примера можно
привести бывшие югославские республики, раздел Чехословакии и
провозглашение независимости Восточного Тимора.
Во всех этих случаях основополагающим принципом является не формула
"территории в обмен на мир", а обмен населенными этническими
меньшинствами территориями. Позвольте мне прояснить свою позицию: я
говорю не о трансфере населения, а об изменении границ, адекватно
отражающем демографические реалии.
Дамы и господа, это отнюдь не экстравагантная точка зрения, и она
намного менее противоречива, чем утверждают некоторые. На самом деле,
несоответствие между границами и распределением этнических групп
является наилучшим рецептом для продолжения конфликта, и этот факт
признан академическим миром.
Ведущие ученые и уважаемые исследовательские учреждения пришли к
выводу, что сбалансированный национальный состав государства является
залогом мира и стабильности в регионе. Это не политиканство, а истина,
основанная на эмпирическом опыте.
Но кроме этой очевидной, опирающейся на эмпирический опыт истины, есть
еще и историческая истина. 4000 тысячи лет назад еврейский народ
создал на Земле Израиля уникальное интеллектуальное и духовное
наследие, на базисе которого возникла современная Западная
цивилизация. Две тысячи лет изгнания, оккупации этой земли
византийцами, арабами, мамлюками, Оттоманской империей и другими
народами, не смогли (и не могут) разорвать нерушимую связь между
евреями и их родиной. Израиль для евреев это не вопрос "Где мы".
Это вопрос "Кто мы".
В заключение, позвольте мне напомнить всем вам в этом зале о надписи,
украшающей площадь ООН. Эти слова были сказаны 3000 тысяч лет пророком Исайей:
"…и перекуют мечи свои на орала и копья свои – на серпы; не поднимет
народ на народ меча, и не будут более учиться воевать".
Вдохновенные мудростью этого пророчества, давайте верить, что найдем
путь к миру, дабы наши народы могли жить в своих национальных
государствах, в мире и безопасности.

Благодарю Вас.

This entry was posted in Uncategorized and tagged . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s