Фрагменты книги Р. Дилтса “НЛП: навыки эффективной презентации”


Фрагмент первой главы книги Р. Дилтса
"НЛП: навыки эффективной презентации".

(Печатается с разрешения автора и издательства "Питер")

Часть первая Основные принципы эффективной презентации

Проблемное пространство эффективной презентации Основы планирования презентации Использование различных репрезентативных каналов Стратегии создания референтного опыта

Обзор первой части Основные принципы эффективной презентации

Назначение первой части

  1. Обеспечить основу для понимания как процессов обучения и преподавания в общем, так и важности навыков коммуникации и отношений.
  2. Рассмотреть и определить ключевые элементы процесса обучения: а) отдельного человека;
    • в общении между отдельными людьми;
    • в группе.
  3. Разработать:
    • терминологию;
    • концепции;
    • модели для поддержания различных процессов обучения и стилей обучения и управления ими.
  4. Определить и применить конкретные принципы и методы повышения эффективности презентации.

Первая часть состоит из четырех глав Глава 1. Проблемное пространство эффективной презентации Дает определение некоторым ключевым элементам эффективной презентации и помогает читателю: 1) понять свою осознанную и неосознанную компетентность, связанную с проведением презентации; 2) научиться выявлять и наблюдать эти процессы у других людей.

Глава 2. Основы планирования презентации Предлагает набор моделей и отличительных признаков, которые позволят читателю идентифицировать различные уровни структуры его навыков и стиля презентации и определить принципы, связанные с планированием эффективной презентации

Глава 3. Использование различных репрезентативных каналов Предлагает большой выбор стратегий и методов для представления концепций, идей и информации и исследует влияние использования различных репрезентативных каналов в процессе презентации.

Глава 4. Стратегии создания референтного опыта Исследует способы переноса знаний и навыков из контекста презентации в реальную жизнь обучающихся, связывая, или "якоря", когнитивные карты с соответствующим референтным опытом.

Аксиомы

Материал, излагаемый в первой части, основан на нескольких аксиомах относительно обучения и презентации.

Обучение – это естественный процесс, происходящий в реальном времени и имеющий структуру. Структура процесса обучения определяется взаимодействием когнитивных карт и референтного опыта, который придает этим картам практический смысл.

 

Суть процессов обучения и преподавания заключается в обогащении когнитивных карт конкретной концепции, идеи или задачи и связывании этих карт с референтным опытом, чтобы повысить поведенческую компетентность и гибкость, связанные с достижением цели и ответом на ограничения, накладываемые окружением. Осознанная компетентность является результатом наличия когнитивных карт конкретной идеи, концепции или задачи. Неосознанная компетентность является результатом большого объема референтного опыта, связанного с данной идеей, концепцией или задачей. Существует как естественный, так и рациональный цикл процесса обучения. Естественное обучение связано с развитием неосознанной компетентности. Рациональное обучение связано с развитием осознанной компетентности. Понимание структуры взаимоотношений между когнитивными картами и референтным опытом делает возможным моделировать и разрабатывать техники и методы, которые усиливают как осознаваемые, так и неосознаваемые процессы. Одна из целей эффективной презентации – помочь обучающимся расширить свое восприятие и когнитивные карты пространства восприятия конкретной идеи, концепции или задачи в терминах способа представления этой идеи, концепции или задачи и их базовых аксиом. Другая цель – создание и обогащение связей между когнитивными картами и различными типами референтного опыта.

 

Глава 1 Проблемное пространство эффективной презентации

Устанавливает общие рамки для определения и исследования навыков эффективной презентации по отношению к:

  1. установлению когнитивных карт;
  2. созданию релевантного референтного опыта;
  3. пониманию собственной осознанной и неосознанной компетентности, связанной с проведением презентации;
  4. выделению и наблюдению этих процессов у других людей.

Навыки презентации и организационное обучение Проблемное пространство презентации в контексте обучения Развитие навыков презентации

Навыки презентации и организационное обучение

В какой-то момент нашей жизни, вероятно, все мы сталкиваемся с необходимостью провести ту или иную презентацию: возможно в школе, возможно в связи с той или иной социальной ролью или профессиональными задачами. Фактически, требования, предъявляемые к нам "веком информации" таковы, что необходимость проводить презентации становится частью нашей повседневной жизни. Эффективная презентация требует от нас способности осуществлять коммуникацию и устанавливать отношения с другими людьми. Хотя эти навыки относятся к самым базовым, обучение им, как правило, не входит в программу традиционного образования и профессиональной подготовки. Цель данной книги – предложить читателям некоторые важнейшие практические навыки коммуникации и отношений, необходимые для эффективной презентации. Можно выделить четыре основные цели презентации в отношении других людей:

  1. сообщить информацию;
  2. развлечь;
  3. научить;
  4. создать мотивацию.

Сообщить информацию – это значит дать другим людям ключевую информацию или знания, как правило, в формекогнитивной карты. Развлечь – значит создать у других людей позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние. Научить – означает связать знания или информацию с релевантным референтным опытом и поведением, которые необходимы, чтобы перевести знания или информацию в действие. Создать мотивацию – значит обеспечить контекст или стимул, которые придавали бы такой смысл знаниям, опыту или поведению, чтобы люди захотели действовать. Разумеется, большинство презентаций преследуют сразу несколько целей из этого списка или даже все. Хотя навыки, описанные в данной книге, подходят для любых презентаций, она, в основном, адресована тем людям, для которых презентации являются частью их профессии. В частности, основное внимание уделяется презентациям, проводимым в целях обучения или тренинга, т. е. тем, которые имеют отношение к организационному обучению. Это, очевидно, относится в первую очередь к тренерам и преподавателям, но также затрагивает менеджеров, консультантов и вообще всех, у кого возникает необходимость делиться знаниями или информацией с другими людьми. Часть миссии данной книги – поддержать развитие тех организаций, которые стремятся стать "обучающимися организациями".

Появление обучающихся организаций

Новое понимание и новая концепция роли организационного обучения появились как ответ на ускоряющиеся изменения в технологиях и в обществе. Достижения в методах управления, технологии и бизнеса сделали очевидным тот факт, что способность к обучению, как на уровне отдельного человека, так и структуры в целом, стала насущной необходимостью для организации, которая хочет выжить и преуспеть. Компании (и другие социальные системы) начали понимать, что эффективное обучение должно быть поступательным, целенаправленным, структурированным процессом и что удовлетворение потребностей в обучении, возникающих в сложной системе, требует постоянных организованных усилий. Осознание этого и привело в последние годы к появлению концепции обучающейся организации. Эффективная обучающаяся организация – это организация, в которой процесс обучения поддерживается по всем направлениям, т. е. где стремятся научиться тому, как учиться. Для этого необходимы оценка и понимание процесса обучения. Эффективной обучающейся организации необходимо поддерживать не только тех, кто учится или обучает, но и всех, кто вовлечен в контекст обучения внутри нее. Питер Сенге (Senge, 1990) выделяет пять принципов ("дисциплин"), которым должен следовать каждый человек в организации, для того, чтобы она действительно могла называться обучающейся:

  1. осознание и исследование ментальных карт и аксиом;
  2. достижение личного мастерства;
  3. развитие видения;
  4. командное обучение;
  5. системное мышление.

Описание навыков презентации в данной книге построено таким образом, чтобы адресоваться к каждому из этих принципов ("дисциплин").

Резюме: навыки презентации и организационное обучение

Основные цели проведения презентации Сообщить информацию дать другим людям ключевую информацию или знания. Развлечь создать у других людей позитивный опыт или перевести их в позитивное состояние. Научить связать знания или информацию с релевантным референтным опытом и поведением. Создать мотивацию обеспечить контекст или стимул, которые придавали бы смысл знаниям, опыту или поведению. Основное внимание уделяется презентациям, проводимым в целях обучения или тренинга, т. е. тем, которые имеют отношение к организационному обучению.
Основные положения Можно выделить четыре основные цели презентации в отношении других людей: 1) сообщить информацию; 2) развлечь; 3) научить; 4) создать мотивацию. Как правило, при проведении презентации имеют в виду сразу несколько из перечисленных целей, или даже все.
Пять признаков обучающейся организации по Сенге 1. Осознание и исследование ментальных карт и аксиом. 2. Достижение личного мастерства. 3. Развитие видения 4. Командное обучение 5. Системное мышление.
Основные положения Эффективная обучающаяся организация – это организация, в которой процесс обучения поддерживается по всем направлениям, т. е. где стремятся научиться тому, как учиться. Некоторые ключевые признаки обучающейся организации были определены как: 1) помощь сотрудникам в развитии и использовании базовых навыков системного мышления и навыков решения проблем; 2) помощь сотрудникам в изучении их ментальных карт, аксиом и когнитивных стратегий с целью развития личного мастерства; 3) улучшение обучения и координации работы в команде.

Проблемное пространство презентации в контексте обучения

Проблемное пространство презентации в контексте обучения В контексте обучения эффективная презентация включает взаимодействие ведущего, аудитории или слушателей, учебного материала, вспомогательных средств и задачи. Таким образом, проблемное пространство презентации включает отношения между:

  1. ведущим презентации;
  2. аудиторией, или слушателями;
  3. представляемым материалом;
  4. доступными средствами и каналами коммуникации, используемыми для представления материала;
  5. контекстом, в котором имеет место презентация.

Коммуникационные навыки и навыки построения отношений

Навыки коммуникации и отношений связаны с управлением взаимодействием, которое устанавливается между ведущим презентации и аудиторией, чтобы достичь целей презентации – как цели ведущего, так и слушателей. Навыки отношений чаще всего связаны с управлением ролями, в то время как навыки коммуникации – с управлением задачами. Очень важно установить правильное соотношение тех и других навыков. Коммуникация включает обмен сообщениями между людьми, которые поочередно выступают в роли "отправителей" и "получателей". В контексте презентации ведущий выступает в первую очередь как отправитель, а аудитория – как получатели. Помимо управления текущими отношениями с аудиторией, эффективный ведущий должен также отбирать и в некоторых случаях организовывать представляемый материал и средства, помогающие донести его до слушателей. Таким образом, управление проблемным пространством презентации включает умение, во-первых, оценить аудиторию и, во-вторых, определить подходящую для данного случая информацию и коммуникационные каналы, позволяющие эффективно ее представить. Это требует от ведущего способности выделять такие факторы, как:

  • цель и мотивация слушателей;
  • их стили обучения;
  • реалии их работы.

Существенное влияние на то, как передаются и получаются сообщения, оказывает эмоциональное и физическое состояние людей, вовлеченных в коммуникацию, а также их ролевые отношения (статус). Поэтому еще одним важным для ведущего презентации навыком оказывается способность определить состояние, наиболее подходящее для установления отношений с данной аудиторией (например, приподнятое, спокойное, ироничное и т. д.), а также достичь этого состояния и поддерживать его. Так, если слушатели пребывают в настороженном состоянии, а ведущий демонстрирует повышенный энтузиазм, между ними не установится достаточный раппорт, что может привести к взаимным трениям.

Управление разнообразием

Ключевым вопросом эффективной презентации является управление разнообразием. Эффективный ведущий должен не только демонстрировать разнообразие содержания и тем, но и взаимодействовать с людьми, принадлежащими к разным культурам и имеющими разный профессиональный опыт. Это требует пристального внимания к процессуальным аспектам обучения и преподавания. Часто оказывается, что ведущий презентации незнаком с культурой слушателей, а также с их личностными и профессиональными реалиями. На уровне процесса он должен будет поощрять слушателей осуществлять изменения, необходимые для того, чтобы адаптировать конкретную информацию и навыки к их профессиональной реальности. Таким образом, эффективная коммуникационная стратегия требует креативности, знаний о системе убеждений и групповой динамике, также как новых технологий и инструментов, позволяющих представлять и облегчать процесс постоянного самообучения. Навыки коммуникации и отношений составляются из других когнитивных и поведенческих навыков. Эффективные навыки коммуникации и отношений требуют:

  1. понимания субъективного опыта людей;
  2. набора правил, позволяющих распознавать поведенческие паттерны других людей и их стили мышления;
  3. набора операциональных навыков и техник, которые позволяют влиять на поведение и паттерны мышления людей.

Различные типы обучения и стили обучения

Преподавание очевидным образом связано с обучением. И эффективность преподавателя повышается в той степени, в какой он способен поддерживать процесс обучения аудитории. У людей обучение происходит различными способами. Ведущему необходимо иметь набор методов, которые позволяют различать способы обучения и стили презентации. Эффективная коммуникационная стратегия облегчает обращение к различным стилям обучения и, таким образом, к большему числу слушателей. На другом уровне все стили обучения базируются на нескольких основных принципах. Несмотря на то, что существует множество типов и стилей обучения, некоторые характеристики обучения и управления процессом обучения остаются постоянными, вне зависимости от контекста, культуры и задачи. Эффективный ведущий презентации осведомлен об этих общих характеристиках и умеет действовать, исходя из них, но при этом обладает достаточной гибкостью, чтобы адаптировать процесс к различным стилям обучения и текущему контексту. Навыки коммуникации и отношений способствуют обучению в группе или команде, облегчая общение и взаимопонимание людей, что помогает им более эффективно выполнять свою задачу. Эти навыки зависят от того, как ведущий использует вербальные (устные и письменные) и невербальные (от наглядных пособий до жестов и изменения интонации) сообщения, чтобы:

  1. облегчить понимание;
  2. обратиться к различным стилям обучения;
  3. стимулировать эффективный процесс обучения;
  4. поощрять участие и эффективные действия.

Резюме: проблемное пространство презентации и контекст обучения

Проблемное пространство презентации Тип аудитории Состояние и статус ведущего Представляемая информация Репрезентативные каналы
Основные положения Проблемное пространство презентации связано с управлением взаимодействием, которое устанавливается между ведущим и аудиторией, чтобы достичь целей презентации. Помимо управления текущими отношениями с аудиторией, эффективный ведущий должен также отбирать и в некоторых случаях организовывать представляемый материал и средства, помогающие донести его до слушателей, принимая во внимание: а) мотивацию слушателей; б) их стили обучения; в) реалии их работы.
Навыки коммуникации и отношений связаны с использованием вербальных и невербальных сообщений и имеют целью: – облегчить понимание; – обратиться к различным стилям обучения; – стимулировать эффективный процесс обучения; – поощрять участие и эффективные действия.
Основные положения Эффективные навыки коммуникации и отношений включают: 1) понимание субъективного опыта людей; 2) набор правил, позволяющих распознавать поведенческие паттерны других людей и их стили мышления; 3) набор операциональных навыков и техник, которые позволяют влиять на поведение и паттерны мышления людей.

Дата последнего изменения: Thu, 19 Dec 2002 12:21:05 GMT


Посмотрим с начала? Заказать книгу

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s