Татьяна Мужицкая – Интервью с Энн Энтус (декабрь 1995г)

Энн Энтус |НЛП. Мастерский курс 1 часть| Video
Энн Касман Энтус, доктор философии (Anne Kasman Entus, Ph.D.)

Энн Касман Энтус – уважаемый тренер, исследователь, консультант и психолог, участвующая в исследованиях в области НЛП с 1978 года.

Доктор Энтус была среди первых, кто применял и распространял модель НЛП по всему миру. Её международная тренерская деятельность включает в себя разработку и внедрение методик НЛП в области терапии, образования, духовного развития, здоровья, управления и межкультуральных отношений.

Она была пионером НЛП-тренинга в Канаде, Восточной Европе (Польша, Россия, Украина и др. Бывшие республики СССР), Израиле и Бали. Она основатель и директор компании “Metaformation inc.” (именуемая ранее “Transformation”), которая в течении 80-х и начале 90-х годов являлась Канадским форумом для новых исследований в быстроразвивающейся области НЛП, сооснователь Московского “Центр НЛП в образовании” и сооснователь сообщества НЛП.

Руководитель малых групп моделирования и соведущий сертификационных тренинговых программ на Бали с середины 80-х годов, она моделирует Балинезийскую культуру для выявления позитивных, эффективных моделей личности, семьи, общества и духовности. Интеграция принципов НЛП с интуитивными моделями её многокультурального жизненного опыта, доктор Энтус разрабатывала модель межкультуральных отношений.

Доктор Энтус сертифицированный тренер НЛП и действительный член Национальной Ассоциации НЛП (NANLP). Являлась членом комитета стандартов ассоциации (1984-87) и канадским представителем (1985-87). Её биография включает: Доктор (Ph.D.) клинической психологии университета МакЖилл (McGill University), занятия с Милтоном Эриксоном и Вирджинией Сатир, тренинг по гештальт-терапии, исследования в нейропсихологии и развитии детей, 15-летний стаж преподавателя колледжа и 27-летний клинический опыт во многих психотерапевтических методиках. С июля 2001 года она живёт на Бали, где является приглашенным лектором / консультантом факультета психиатрии университета Удаяна (Udayana University).

Энн Энтус |НЛП. Мастерский курс 1 часть| Video

Моделирование, Самомастерство и Метапрограммы.
Материалы семинара август 2001 года

Содержание :

Самомастерство. Управление своим состоянием.Составляющие Самомастерства
Объяснение упражнения. Замена триггера ограничивающего состояния
Демонстрация упражнения
Вторая демонстрация замены триггера ограничивающего состояния
Инструкция к выполнению упражнения в группах
Обсуждение и вопросы после упражнения
Демонстрация упражнения “Ромашка пресуппозиций”
Вопросы, комментарии после упражнения
Метапрограммы. Ведущая сенсорная система
Активность – Пассивность
Приближение – Избегание
Различие – Сходство
Объяснение упражнения с карточками по Метапрограммам. Демонстрация упражнения
Суммирование пройденного материала за день по теме Самомастерство и Метапрограммы
Метапрограмма. Врата сортировки
Упражнение “Калибровка Метапрограмм”
Референция
Время
Объяснение упражнения по Метапрограммам (с карточками в группах по 6), вопросы по упражнению
Упражнение на фокусировку внимания (с группой). Обсуждение упражнения
Демонстрация. Изменение ограничивающего состояния через изменение внимания
Открытая рамка. О логических уровнях и культуральных убеждениях
Подготовка к моделированию. Распознавание паттернов
Объяснение и демонстрация упражнения на распознавание паттернов
Обнаружение паттерна в группе (демонстрация)
Демонстрация и объяснение упражнения. Калибровка 1 и 3 позиции
Обсуждения и комментарии после упражнения
Демонстрация упражнения. Вход во вторую позицию
Вопросы и обсуждение упражнения
Базовые стратегии моделирования. Неявное моделирование. Объяснение упражнения и поиск моделей
Демонстрация учасниками результатов выполнения упражнения по неявному моделированию
Неявное и явное моделирование
Объяснение упражнения на неявное и явное моделирование
О модели D.A.R.E. и логические уровни
Моделирование. Ответы на вопросы
Явное моделирование. Объяснение упражнения
Демонстрация упражнения “Явное моделирование”
Обсуждение явного и неявного моделирования. Вычленение модели. Объяснение и демонстрация
Применение модели. Обмен моделями между группами
Ответы на вопросы о процессе моделирования
Упражнение на моделирование состояния
Ответы на вопросы о моделировании
Суммирование всего содержания первого сегмента
Метафора про Моисея
Метафора про королевский сад
Заключительная метафора

Качество: CamRip
Формат: AVI
Видео кодек: DivX
Аудио кодек: MP3
Видео: DIVX 352×288 25.00fps 211Kbps
Аудио: MPEG Audio Layer 3 22050Hz mono 31Kbps

В архиве ISO образ

Чтобы иметь возможность читать скрытый текст, вы должны зарегистрироваться

Интервью с Энн Энтус (декабрь 1995г)

Признаемся, брать это интервью было не совсем обычным делом (и знание русского здесь ни при чем, так как Энн говорит на нем получше иных россиян). Мы сперва попытались вести себя, как обыкновенные назойливые корреспонденты: непринужденно расселись, сделали очень умные лица и продумали с десяток толковых вопросов о бизнесе и всем таком прочем. Однако очень скоро с нас слетела вся спесь, потому что мы перестали быть единственными в комнате, кто задает вопросы. Энн, по ее глубоко личному признанию, страшно любопытна и часто “притормаживает” заданный ей вопрос, чтобы задать свой собственный. По правде говоря, к такому обращению мы, акробаты пера, не привыкли. “Так себя не ведут во время интервью!” – хотели крикнуть мы, но сдержались.

И вовремя: планируемое скучное интервью внезапно превратилось в увлекательную беседу, а матерые журналисты – в двух не очень смышленых мальчишек, с которыми как-то зимним вечером разговаривала сказочная фея Энн Энтус. И надо признаться, для нас это было большим удовольствием.

– Энн, когда и в каких сферах бизнеса начали впервые применять НЛП на Западе?

– Наверное, первая область применения – это бизнес-консультации. Для менеджеров, например. То есть, разъяснение того, какие техники и какие навыки работают в сфере менеджмента. В 1981 году появилась первая книга, которую написали Джон Гриндер и Майкл Макластер. С тех пор издано множество книг, касающихся НЛП в бизнесе. Отдельная область – работа с человеком, с персоналом. Скажем, описания метапрограмм. Ведь есть творческая работа, но существует и такая, где не надо думать, не надо творчества, где творчество даже вредит. Так вот, НЛП помогает узнать менеджеру, который подбирает персонал, какой это тип человека и какая работа для него годится Если предвидятся творческие задания, то следует избегать простых исполнителей. А метапрограммы, которые описываются – это паттерны убеждения. Они есть во всех культурах, и на каждом уровне находятся разные возможности. Например, касающиеся мотивации. Как ты мотивируешься, чтобы что-нибудь сделать? Это вопрос.

– Ну… В последнее время – на то, чтобы вовремя утром встать.

– А что тебя мотивирует?

– Наверно, если то, ради чего мне нужно встать, связано с моей миссией или находится на очень высоких логических уровнях. Тогда я встаю вовремя.

– А почему ты встаешь именно на этом моменте?

– Наверно, потому, что мне не удается убедить себя спать дальше, когда дело касается высоких логических уровней.

– Почему же тебе так трудно убедить себя, что ты не можешь дальше спать, если речь идет о твоей миссии?

– Может быть, это потому, что я недостаточно гибок для того… Брр, не знаю…. я себя обманываю…

– Ладно, я тебя по-другому спрошу. Что такого случится, если ты не встанешь?

– Ну, это может повлечь санкции.

– Ага, и ты хочешь этого избежать… Это обычная метапрограмма -избегание санкций. А можно замотивировать себя иначе, сказать себе: “Я так этого хочу, мне так приятно будет это сделать!” Большинство людей будет мотивироваться по-разному и на избегание, и на достижение. И в каждом способе есть плюсы и минусы. Есть такие люди, которым, чтобы понять что-нибудь, нужно представить большую картинку. А есть другие – им нужно как можно больше деталей. Есть самые разные способы, причем работает все. Безусловно, это зависит от контекста. Иногда вообще замечательно, что ты можешь мотивироваться и так, и так Это расширяет возможности. Именно этому я и учу людей – расширять свои возможности. Ну так вот, это все мета-программы. Как, например, метапрограмма сравнения, когда приходится что-то выбирать… В жизни ведь часто приходится сравнивать. А как лучше сравнивать? Как ты сравниваешь? Простите, что говорю вам “ты”. Русский язык такой сложный – там есть и “вы” и “ты”… А я такая ленивая, чтобы каждый раз думать, что сказать. Чтобы выбрать из двух вещей, что лучше, что хуже, тебе надо сравнить эти вещи, ведь так?

– Ну, я должен сначала оценить качество этих вещей.

– А как ты это делаешь?

– Если качества вещи соответствуют моим намерениям….

– Ладно. Вот два стула. Как ты их сравниваешь?

– Я смотрю на них. Вот этот стул мягкий. Дальше смотрю, выдержит он меня или нет. Если да, я знаю, что он мягкий и на нем удобно. Сяду на этот стул. А если увижу, что не выдержит, сяду на другой.

– А ты как сравниваешь?

– Я представляю себя на этих стульях. И чувствую, какой “сюжет” мне больше нравится.

– А как ты знаешь, что тебе больше нравится?

– Я просто знаю. Это чувство.

– Что именно вы делаете, когда сравниваете? Вы оба ищете различия, а ведь есть способ поиска общего. Это также метапрограмма. Один человек обращает внимание на общее: это стул и это стул. А первый взгляд другого человека будет на то, чем они различаются. Существует десять метапрограмм, и если принимать их во внимание, можно успешно осуществлять подбор персонала. Тогда предполагаемому сотруднику эта работа понравится и он сделает ее хорошо.

Еще существует приложение НЛП к сфере продажи. Чтобы стать хорошим продавцом, недостаточно только много продавать и все. Все знают, что есть такие ловкие продавцы, что ты у них купишь собственные мозги. Но и все, больше к ним никогда не пойдешь. Есть и другие приложения НЛП – например, руководство фирмой, работа в командах, овладение паттернами лидера.

– Подбор персонала, торговля, консультации – это понятно. Но мы слышали, что есть такая НЛП-специальность, как “калибровщик” -человек, который сопровождает руководство на деловые встречи, переговоры, следит за реакциями и речью противной стороны. Что Вам об этом известно?

– О таких людях лично я не слышала. Я знаю, что есть консультанты – как себя вести, что говорить и все такое.

– Энн, насколько НЛП может помочь обычному, “среднему” человеку, грубо говоря, зарабатывать больше денег?

– Настолько, насколько НЛП может помочь найти доступ к его способностям. Человек, с которым это произойдет, сможет лучше и быстрее работать и быстрее учиться новому. А деньги – это следствие того, не более.

– Хотелось бы знать, сколько на Западе сейчас существует различных центров, которые занимаются НЛП-консультированием, какие программы они проводят для тех, кто хочет этому научиться, и сколько это стоит?

– НЛП очень дорого стоит везде – и в Америке и в Европе. К примеру, курс практика стоит никак не меньше двух тысяч долларов. И это только за обучение. Существуют семинары для бизнесменов – они короче, так как у бизнесменов вечно не хватает времени. Обычно такие семинары длятся три-четыре дня Стоит это до 500 долларов в день. Вообще говоря, большинство семинаров проходит в больших фирмах, и там присутствует 200 – 300 человек Корпоративное обучение, так сказать. Или руководство фирмы посылает учиться своих людей, чтобы те могли стать тренерами и научить остальных. Также есть такой вид работы, как консультации для очень “больших” бизнесменов. Например, Джон Гриндер последние несколько лет этим и занимается

– Можете ли Вы сказать, сколько подобных центров на Западе есть и насколько это популярно?

– О-о, их сейчас очень много. Причем есть как центры обучающие, так и консультирующие и обучением не занимающиеся. Количество их, надо сказать сразу, не поддается учету.

– Мы знаем, что на родине НЛП – в Америке – довольно остро стоит проблема шарлатанства и дискредитации НЛП. С подобной же проблемой начинает сталкиваться и Россия. Существуют ли способы, как отличить “настоящего” энэлпера от шарлатана?

– Вот видите, эта проблема и у вас.. НЛП сильно развилось на Западе. История такова: сперва Гриндер, Бэндлер и Джудит Делозье обучили первую группу тренеров -примерно 25 человек Тогда же была создана первая ассоциация НЛП. Теперь же количество различных центров НЛП, как я уже говорила, учету мало поддается Что же касается умения различать мастера от шарлатана… Да хотя бы по количеству дней в курсе. Так, существуют курсы “НЛП-Практик”, и там есть программы на 24 дня, или на уик-энд несколько раз в месяц, или на три-четыре недели. А наряду с этим есть и такие программы, что выдают сертификаты практика всего за 12 дней. Людям же надо объяснить разницу! Также неплохо иметь в виду, что все НЛП развилось вне официальных университетов, вне “академической науки”. Когда Джон Гриндер, который, кстати, был профессором университета, создал НЛП и надумал обучать студентов, у него появились такие сложности, что ему вовсе запретили иметь учеников. И тогда он создал свое частное дело. Так делают все, кто выходит на какой-то уровень в НЛП. А обучение у таких людей очень дорого стоит.

– Энн, коль скоро уж мы заговорили об НЛП в Америке… Многие российские газеты печатали статьи об НЛП, где было много поистине удивительной информации. В частности, одна уважаемая газета написала, что НЛП – чистой воды манипуляция. И что именно поэтому в Америке в некоторых штатах НЛП вовсе запрещено законом. Можете прокомментировать?

– Это неправда. То, о чем ты говоришь, не более как вопрос качества. Манипуляция… Не знаю, какое значение имеет это слово в русском языке, но по-английски, если мы заглянем в Уэбстерский словарь, то увидим, что to manipulate означает очень эффективно с чем-нибудь работать. Манипулировать компьютером, например. Да, НЛП – это манипуляция, но манипуляция процессом. Самым лучшим в человеке. Это хорошо, если НЛП использовать экологичным способом. И это сильно зависит от ценностей владеющего НЛП человека. НЛП как кухонный нож. Можно порезать фрукты, хлеб порезать, а можно убить. Я уверена, что НЛП – замечательная технология, включающая в себя очень простые навыки, которым легко научиться.

Но вообще, чтобы бороться с непрофессионализмом, нужно обращать внимание на стандарты, критерии, ценности НЛП и на то, чтобы люди, которые им занимаются, были компетентны. В России, что интересно, такого пока нет. Я приезжаю сюда каждый год с 1990 года. Россия сильно изменилась. На улицах стало опасно. Знаете, все самое плохое с Запада у вас уже есть. С шарлатанством та же история. Кстати, по поводу перемен: я заметила, что телевизионной рекламы в 1991 году не было. А теперь каждые 15 минут – реклама.

– Мы видим ее слишком много, каждый Божий день. Кстати, Энн, раз Вы ее тоже видели: использовалось ли НЛП при создании этих реклам?

– Нет. Видишь ли, реклама – самая трудная область приложения НЛП. Ты же знаешь, НЛП предполагает обратную связь, а в рекламе этого не бывает. Нельзя установить точную причину того, почему люди покупают товары, в том числе и те, что рекламируют по телевизору.

Вы неплохо жили без всех этих вещей. А реклама говорит вам: купи эти таблетки, перестанешь курить. Другая же реклама предлагает самые лучшие сигареты. Но в ваших рекламах НЛП я точно не видела.

Кстати, еще о манипуляции. Когда я собрала команду, и мы сделали первый курс “НЛП-Практик”, у нас в конце происходил экзамен… не совсем экзамен, скорее, обратная связь. И тот, кто показывал компетентность, получал сертификат. Но они все хотели иметь сертификаты. Им не было важно, знают они, не знают, могут или нет. Конечно, не все были компетентны. Однако все участники считали себя учителями. А ведь нужно столько уметь, чтобы быть учителем!.. Здесь, в Москве, есть один центр НЛП, с которым я работала раньше. Не так давно они давали возможность получить сертификат Практика за пятнадцать дней. А сейчас уже за двенадцать дней. Но ведь известно, что этого можно добиться не меньше, чем за двадцать один день! Или у них, например, есть тренерский курс – двенадцать дней. У нас на Западе даже двадцати дней недостаточно! Но точно такие же центры есть и на Западе. Это большая проблема – некомпетентные люди. Вот то, что они делают, и есть манипуляция в плохом смысле. Поэтому люди и говорят, что НЛП не работает. К сожалению, из настоящих профессионалов никто не имеет права официально сказать, что это неправильно, это обман. А потом, непрофессионалов значительно больше. Вот и выходит, что НЛП – манипуляция. Наш центр по мере сил дает информацию широкой публике, чтобы люди знали, с чем они могут столкнуться.

– Энн, Вы много бывали в России, общались с лучшими нашими тренерами и мастерами. Много ли в России людей, по-настоящему компетентных в НЛП?

– Трудно сказать, я же всех не знаю. Насколько мне известно, сейчас мы провели первую тренерскую программу международного уровня. Некоторые давно уехали на Запад учиться, но таких очень мало. Трудно сказать, кто считает себя экспертом. А вообще, самыми первыми российскими энэлперами были три новосибирских профессора. Они нашли книгу Джона и Ричарда, перевели ее, прочитали, что-то поняли и начали обучать своих студентов. И те реагировали очень хорошо, хотя что могли понять эти профессора по книге, ума не приложу.

– Почему так вышло, что вы стали работать именно с Московским Центром НЛП в образовании? И вообще, каковы ваши цели здесь в России?

– Мои цели таковы. Насколько я понимаю то, что происходит сейчас в России, я считаю, что НЛП – очень эффективная методика для всех вызовов, которые сейчас бросает вам сегодняшняя Россия. Поэтому НЛП стоит развивать именно здесь.

– Давайте немного поговорим о культурном контексте. НЛП создавали в Америке, а теперь оно работает и в России. Вы учите людей, принадлежащих русской культуре. Мешает ли Вашей работе культурный контекст?

– Абсолютно не мешает. У всех людей есть карта мира. Некоторые ее элементы общие для всех. В любой культуре есть такие законы, которые каждый носитель культуры понимает на бессознательном уровне. Эти законы отражаются в языке, который поддерживает культурные правила. Это можно еще назвать культурными пресуппозициями. И тот, кто начинает обучать НЛП, понимая, что существуют определенные культурные пресуппозиции, что это реальность, не столкнется с трудностями.

– Но если работать на высоких логических уровнях и углубляться при этом в культурный контекст, обязательно обнаружишь там различия… Это так или мы ошибаемся?

– Все верно, различия есть. Понимаете, эта разница есть на всех уровнях. Например, в России, если дарить розы, надо обязательно дарить нечетное число. А если четное, то значение подарка совсем другое. Я этого раньше не знала. В Америке все наоборот – принято дарить четное количество цветов. Это уровень действия В каждой культуре это есть. Такая разница между культурами незначительна. Но есть такие культурные пресуппозиции, что вызывают большие различия Например, одно из последних, что я заметила. У вас раньше не было выбора – кем работать, с кем работать, как работать. Если вы близко знали свое начальство, могли устроить себя и родных Но внезапно все изменилось,, а как действовать в такой ситуации, неясно. Приходится делать хоть что-нибудь. Вот, кстати, анекдот из израильской жизни. Я там тоже часто бываю. Вы знаете, много русских в свое время уехало в Израиль. Одна русская учительница рисования приехала в Израиль, в Киббуц. Она сдала необходимые экзамены, прошла сертификацию и устроилась по специальности в школу при Киббуце. А там стоял большой общий шкаф, где было все, что требовалось для учеников и учителей рисования. Но вскоре из этого шкафа все пропало. Стали искать и выяснили, что это она брала. Ее обвинили в воровстве, но она стала оправдываться тем, что брала все это для своих учеников. Это нормально: ведь в Советском Союзе она привыкла к тому, что если что-то есть, надо взять, а то скоро не будет. А она привыкла отвечать за своих учеников и за то, насколько хорошо пройдет ее урок И сколько было материалов для рисования, все забрала в свой класс. Это пример глубоких культурных различий.

– Если переносить работу с одного культурного контекста на другой, можно ли обойти эти различия?

– Да. Первое, что нужно сделать – это осознать, что я нахожусь в другой культуре и здесь будут различия на всех уровнях. И вместо того, чтобы обсуждать и оценивать, судить, хорошо это или плохо, надо это просто принять и этому научиться, а также узнать, в чем суть и корни этих различий. Как в примере с учительницей. Я же говорила, есть много таких различий. Скажем, у итальянцев и немцев. Немец, если в чем-то компетентен, обязательно скажет, что он компетентен и поэтому надо делать так и так. Итальянцу это говорить нужно осторожно, поскольку для него это звучит вызывающе. Различия проявляются даже в вопросе того, как близко подходить к человеку другой культуры.

– Энн, какое самое главное отличие культуры России от других культур Вы могли бы назвать?

– У вас все делается в последнюю минуту. Ничего заранее не известно. Конечно, многое неизвестно. И так как делается все в последнюю минуту, не все удается сделать. И так как ты занят сегодня ночью тем, что должен был сделать после обеда, ты все время опаздываешь. Таких людей много, и я знаю, что это способные люди. Но… Насколько бы раньше срока я не подготовила материалы к семинару, не приехала бы – все равно все еще надо напечатать, перевести… Так всегда. Это забавно, с одной стороны, но я лично думаю, что не так удобно в этом жить всю жизнь.

– Да, у нас всегда слишком мало времени. Кстати, о времени: насколько различаются линии времени в мировых культурах?

– Ну, когда ты, русский человек, говоришь “линия времени”, это уже культурное различие. Не во всех культурах привыкли время разбивать на линии. Я каждый год бываю на острове Бали, так вот у них не линия времени, а время-резина (rubber-time). Это в поле технологических культур – например, Россия, Америка- существует линия времени. Там сильно развиты технологии. Вообще говоря, люди по-разному представляют себе время И разница даже не в линиях времени. В России очень много внимания уделяется прошлому времени. Руководствуются тем, что, чтобы знать, что и как делать в будущем, надо всегда смотреть назад. А вот в Штатах больше ценится будущее. Кто бы ты не был сейчас, бедный, голодный, ты всегда сможешь быть президентом. В реальности это, конечно, не так, но это уже традиционно.

А в Индии время – это цикл. Помните колесо Сансары? Линия им будет вовсе непонятна. Для полноты картины возьмем Африку. Мой знакомый африканец – музыкант. Джудит Делозье, кстати, его прекрасно знает. Она как-то спросила его: “Как ты сочиняешь свою музыку?” Он долго не понимал, что означает “сочинять”. Потом наконец понял и сказал, что не знает никого, кто “сочинял” бы музыку и не знает, как это делается. “У меня есть два способа, – сказал он, – первый – это когда я встречаю маленькую девочку и она что-нибудь поет, а я затем это играю. Второй – я иногда играю и делаю ошибку. И она такая замечательная, эта ошибка, так она мне нравится, такой хороший звук, что я продолжаю играть с этого места по-новому”. Многое, что в данной культуре нормально, в другой нормальным не будет.

– Существует ли на Западе хотя бы одно государственное высшее учебное заведение, где бы в учебной программе было НЛП?

– Нет, ни одного. Есть профессора, которые обучились НЛП, но они учат частным порядком. Если ты приедешь в Оксфорд, Кембридж, Манчестер, ты не найдешь там в программе НЛП. Это невозможно. Я слышала, есть один институт или в Австрии или в Германии – этот институт частный. Он дает знания на уровне государственных учебных заведений, имеет сертификат правительства и обучает только психотерапевтов. Этот институт дает сертификат НЛП-Практика за три года.

– А как так получилось, что в программах институтов нет НЛП?

– Я расскажу то, что было со мной. Когда я впервые познакомилась с НЛП, был 1978 год. Я как раз получила докторскую степень по клинической психологии. Пошла к своему директору, рассказываю ему о том, где я была, какая хорошая вещь – НЛП, и его первый вопрос был: “Для решения каких проблем эту штуку придумали?” Я говорю, что эта методика хороша для депрессий, фобий, того-то, того-то. Сказала, что для многого, почти для всего. Рассказала, как именно, кое-что показала. А он не захотел больше об этом слышать. Ненаучно.

– Странная реакция… Это же методология! А вот в СССР, в институте работников госбезопасности, НЛП изучали пристально…

– Каждый профессор от психологии имеет свои статьи, свой круг интересов, где он – эксперт. И ему очень не хочется выглядеть так, будто он чего-то не понимает в смежном вопросе. Я обучала студентов НЛП 12 лет в колледжах на частных курсах. Для того, чтобы создать один-единственный официальный курс и гордо назвать его “НЛП”, мне пришлось бы 5 лет подряд: составлять различные предложения, чтобы комитет, который ничего в этом не понимает, решал, следует позволять мне это делать или нет. И первый вопрос, который они задают, это на какие исследования будут предназначены усилия? Все на Западе – это сплошная статистика. Вот и Гриндер начал было обучать своих учеников… Но чиновникам нужны особые результаты, статистика, исследования…

– Энн, как бы Вы поступили, если бы Вам пришло бы официальное предложение из государственного института вести курс НЛП?

– Вряд ли это может произойти. Такие вещи не приветствуются. Понимаешь, сейчас не только в России, но и во всем мире экономика нездоровая. Что бы там ни писали в газетах и ни говорили по телевидению. Рабочих мест мало. А человек, который занимает пост в университете, очень не хочет его потерять. У нас слишком много безработных профессоров и преподавателей.

– В России сейчас пытаются создать институт школьных психологов. Их ничтожно мало, к тому же, основной метод работы 80% из них – тестирования раз в полгода. НЛП практикуют единицы. Как с этим обстоит дело на Западе?

– Это опять-таки вопрос экономики. У нас в школах особенных денег нет. Конечно, это не так катастрофично, как в России… Надо понимать: если психолог делает тест, он час занимается с ребенком. Час в полгода – это еще ладно. Но НЛП занимает гораздо больше времени, и за это надо платить. Конечно, есть такие школьные психологи, что практикуют НЛП. Но это скорее вопрос окружения этого психолога. Рассказали, показали, посоветовали – он заинтересовался. Нет – значит, нет. Пожалуй, только в Калифорнии во многих школах встречается НЛП. Но НЛП и было создано в Калифорнии. А вообще, я повторяю, никто не хочет потерять свою работу, введение инноваций – это не так просто.

– Традиционно у нас говорят, что НЛП не имеет научной базы, нет общей научной теории, которая все это объясняла бы, соответственно, нет путей развития, которые есть у каждой науки. Как происходит разработка новых методик в НЛП?

– Точно с такой же проблемой НЛП столкнулось и на Западе – говорили, что теория без научной базы – это не теория. Но в том-то и дело, что НЛП не теория, а модель, методология. Научная база тоже есть и очень широкая, куда включены психология, лингвистика, кибернетика, системный анализ и другие науки. Это методика.

– Как происходит развитие этой модели?

– Развитие в действии, в работе.

– Каждый психолог, практикующий НЛП, обогащает свой личный опыт. Как же тогда обогащается общая модель?

– Общая модель есть. НЛП – модель. Вот ты говоришь, традиционная теория. Придумываешь ее, изучаешь, прикидываешь, исправляешь… Полагаешь, что она правильна. И знаешь, двадцать с лишним лет пройдет, прежде чем кто-либо твою теорию использует на практике. Непонятно, эффективна она или нет. А в случае с НЛП все можно проверить почти сразу.

– Энн, расскажите, как Вы начинали заниматься НЛП, как вы узнали об этом в первый раз?

– К тому времени я уже получила докторскую степень. Задолго до того, как я ее получила, мне стало ясно, что хороших инструментов в психиатрии и психологии почти нет. И я начала их везде искать. В 60-х годах на Западе возникло много нового на горизонте психологии. Появился гештальт, транзактный анализ, биоэнергетика, много всякого. И в американской ассоциации психологов был отдел, который все называли “гуманистическая психология”. Именно там развивались новые методики. Я очень много занималась в этом отделе. Меня уже там хорошо знали – что я очень любопытна. Вопросы и все такое… Я тогда изучала гештальт-психологию. И кто-то мне сказал – кстати, это был Стив Андреас,- что нечто происходит в Калифорнии, и мне стоит туда пойти. В то время в Калифорнии проходило множество семинаров. Стив дал мне телефон, по которому я позвонила. Никого, однако, не застала и в итоге так и не попала на семинар НЛП. А потом появилась книга – “Структура магии”. Я ее прочла. Как-то у нас была международная конференция, и там был один человек, психиатр, который показывал некоторые приемы НЛП. Я познакомилась с ним и рассказала, как хотела попасть на семинар и как из этого ничего не вышло. Он дал мне нужную информацию. Я попала на семинар НЛП, и это был последний семинар, который делали вместе Джон, Джудит, Лесли и Ричард. Он длился десять дней. Я ехала домой, и у меня была такая голова… На одном уровне я ничего не понимала, а на другом знала, что нашла то, что искала. И в самом деле, у меня большой опыт, я уже не молодая девушка, мне 59 лет, и я знаю много разных методик И всегда было так: научилась чему-то новому и пошла искать дальше. И в первый раз осталась с НЛП, и мы вместе вот уже 17 лет… Это потому, что НЛП постоянно развивается. Буквально каждый день появляется что-то новое: или я сама нахожу, или кто-нибудь из коллег заметит. Более эффективной модели я пока не встретила. Мои глаза и уши всегда открыты – на тот случай, если встречу что-нибудь лучшее. Но не встречала, нет. Насколько мне известно, нет такой методики, с которой я могла бы работать быстрее, лучше, глубже, чем с НЛП.

– Энн, спасибо за беседу. Последний вопрос. Он очень детский: Вы не мечтали в детстве быть феей, колдуньей?

– В детстве я мечтала быть в сказке. А вообще, я ведь в детстве здесь была. В Сибири. Может, потому-то я так часто возвращаюсь сюда. Мне было три года… Но это очень долгий рассказ.

Татьяна Мужицкая
содранно отсюда: http://a-little-about-much.nnm.ru/enn_entus_nlp_masterskij_kurs_1_chast_video

This entry was posted in Uncategorized and tagged , , , . Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s