Что имел в виду Пушкин в знаменитой “Песне о вещем Олеге”

—–Original Message—–
From: פרידלנד אנה

 

“Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хазарам,
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам…”

Александр Пушкин

В середине VII века на обширных территориях Северного Кавказа и Нижнего Поволжья зародилось могучее государство – Хазарский каганат. Хазары были мирным и многочисленным племенем тюркского происхождения, и зачатки государственности у них были от тюрок Центральной Азии, которые и правили ими, составляя военную и государственную элиту. Начиная с VIII века, в Хазарии все больше появляется евреев. Собственно, имелось там две ветви еврейских поселенцев.

Еще в VI веке многочисленные беженцы из Персии, после разгрома восстания Маздака, поселились на территории нынешнего Дагестана. Среди них было немало евреев из той же Персии. А в VIII веке к ним присоединились беженцы из Византии, где евреи в то время подвергались жестоким преследованиям.

Среди местных малоразвитых племенных объединений евреи быстро приобрели вес и влияние. И уже вскоре после того как в Хазарии собралась тысячная община, стали контролировать почти всю торговлю, ремесленные промыслы и межгосударственные отношения, постепенно вытеснив тюрок из этих отраслей и структур.

В начале IX века еврейское население Хазарского каганата к своему экономическому и интеллектуальному влиянию прибавило и политическое. Власть тюркских ханов была ими низложена, и верховным правителем – каганом – стал еврей Обадия Первый, изгнавший из страны восточных тюрок, составлявших основную силу в военном отношении. Он при этом опирался на воинские формирования, составленные из евреев, печенегов и гузов. Военные действия против тюрков, пытавшихся вернуть себе утерянное влияние в каганате, продолжались почти 20 лет. Тюрки были окончательно разгромлены и почти полностью истреблены, те, кто сумел спастись, отступили на территорию нынешней Венгрии.

Необходимо подчеркнуть, что военное руководство борьбой с тюрками осуществлялось еврейскими военачальниками как в виде общего управления всеми вооруженными силами каганата, так и командования чисто военными формированиями. При этом территория каганата сильно выросла и распространилась почти на все восточное Причерноморье, включая Терек, Кубань, Таврию и Крым.

Еврейские правители Хазарского каганата непрерывно проводили военные операции, стремясь расширить его территорию, главным образом на юг и запад. Для этой цели использовались иностранные наемники, так как собственно хазары были народом мелкорослым и не воинственным. Наемники призывались из воинов так называемого Гургана, земли которого простирались на восток от Каспийского моря. Отряды их, руководимые еврейскими полководцами, одержали немало побед над гузами, проживавшими у реки Яик, над сабирами – у реки Донец, над буртасами – на Каме и Сакмаре. Эти народы были обращены в данников Хазарского каганата. На северо-западе с хазарами граничила Киевская Русь, которой правили пришельцы из Скандинавии, варяжские племена руссов. Еврейские руководители не раз привлекали дружины этих воинственных князей для войны с дейлемитами, персидским племенем, населявшим южное побережье Каспия и мешавшим торговле, которую вели хазарские евреи. Однако многие походы руссов на юг заканчивались неудачей. А в 913 году руссы и вовсе были разгромлены этими мусульманами.

В начале Х столетия в Крыму укрепилось влияние Византии, что привело к принятию православия аланами. Подстрекаемые греками, аланы в 932 году пошли войной на Хазарию, но были наголову разбиты и вновь признали ее суверенитет. Как стало известно из Кембриджской версии хазарской переписки, в ответ на вероломные происки Византии хазарские войска во взаимодействии с отрядами еврейского княжества Феодоро захватили Корсунь, Херсонес и выбили византийские военные формирования из Крыма.

Последующие десятилетия знаменательны почти непрекращавшимися войнами, которые вело еврейское правительство Хазарии с племенными формированиями руссов и подвластных им славян, образовавших крепнувшее Киевское княжество.

Опорной базой хазарской армии в этих войнах служила мощная крепость Саркел, сооруженная в нижнем течении Волги еще в 834 году. Киевский князь Игорь в 939 году собрал большое славяно-русское войско и в течение одной летней кампании сумел овладеть принадлежавшей хазарам крепостью Самкерц (ныне Тамань), прилежащими землями и некоторыми населенными пунктами на южном берегу Крыма.

Хазарский каган Иосиф Обадия Второй приказал подготовить большое войско, чтобы окончательно лишить киевских агрессоров возможности впредь совершать подобного рода набеги.

Назначенный им полководец – еврей, который в летописи назван “достопочтенным Песахом”, в короткий срок собрал более 40 тысяч воинов, в основном из Гургана. Это были полки легковооруженной конницы. Главной ударной силой армии Песаха были четыре еврейских полка, по тысяче воинов в каждом, по тем временам прекрасно вооруженные и имевшие лучших лошадей. Кстати, против тяжелых русских мечей и копий евреи и гурганцы были оснащены легкими и очень острыми саблями, которые в еврейской коннице были, как правило, из дамасской стали. Сабли хазарского войска успешно противостояли тяжелым мечам в поединках, из которых в то время и состояла битва.

Войско Песаха коротким ударом выбило руссов из Самкерца, на лодках и плотах переправилось через Керченский пролив и двинулось по южному берегу Крыма. Одна за другой пали под ударами евреев почти все крепости, сооруженные еще греками. Уцелел только мощный укрепленный Херсонес, потому что Песах решил не задерживать войска для осады и не рисковать штурмом этой цитадели, а двинулся на север. Перейдя Перекоп, хазарская армия пошла прямо по Киевскому княжеству, громя попутные крепости и уничтожая их гарнизоны и пытавшиеся оказать сопротивление отряды противника.

К Киеву Песах поспел неожиданно для руссов и, не дожидаясь основных сил, с ходу штурмовал город и взял его своим передовым отрядом, причем, как говорит летописец: “…А впереди всех сам Песах, как орел взлетел на стены…”. Однако уничтожать жителей или брать их в полон еврейский полководец не стал. Он потребовал и получил большую контрибуцию и заключил с руссами договор, по которому они сдали все свои мечи хазарам и могли их получить только, если хазарское правительство захочет направить русские дружины против своих врагов.

В 943 году еврейский правитель Хазарии и в самом деле приказал руссам идти походом на восточное Закавказье и южное побережье Каспия. Однако поход завершился тяжелым поражением, и большинство русских воинов были истреблены.

В 962 году подстрекаемые Византией готы отказались платить дань Хазарии. Это привело к тому, что хазарские всадники вновь вторглись в Крым и в содружестве с ратниками княжества Феодоро штурмом овладели столицей готов Эски – Кермен, что привело к прекращению существования крымской Готии.

Итак, благодаря умелому и энергичному военно-политическому руководству евреев в IXX веках Хазария превратилась в одну из самых могущественных и богатых стран Евразии.

Однако в 964 году молодой и талантливый полководец, князь киевский Святослав, собрав большое войско и пригласив к походу давних врагов хазар – печенегов и гузов, пошел войной на Хазарию.Сам Святослав по Волге спустился к столице Хазарии городу Итилю, а его союзники присоединились к нему по мере подхода к дельте. С Дона туда же подошли печенеги, с реки Яик подтянулись и гузы.

Столица Хазарии вольготно раскинулась на большом – 18 километров в ширину – острове в дельте Волги. Почти весь этот город Итиль состоял из глинобитных и деревянных строений. Каменными были только дворец Кагана, синагоги и мечети. Ни сколько-нибудь солидных оборонительных стен, ни башен, ни рвов оборудовано не было, надеялись на мощь армии да на островное расположение столицы.

Между тем при подходе огромной армии Святослава (а шел он весьма быстро, не отягчаясь обозами), напавшей врасплох, когда большая часть войск Хазарии была отвлечена в других частях страны, оставшиеся малочисленные отряды наемников предпочли сбежать в свои пределы. Бежали и многие жители Итиля, в основном, это были мусульмане и слабодушные хазары. В городе остались одни евреи, и их полки вместе с мирными жителями приняли решение с боем пробиваться через войско Святослава.

Военачальники сознавали, что большинство воинов поляжет в неравной сече, но рассчитывали на дерзость и неожиданность таранного удара лучших отборных еврейских полков, под прикрытием которых из города должны были уйти семьи. Руководимые каганом ночью в боевом порядке евреи врезались во вражеский стан, плотно обложивший Итиль. Войско Святослава по численности во много раз превосходило евреев, и они бились, здраво понимая, что при таком раскладе надежд на победу нет, но ценой самопожертвования надеялись обеспечить спасение семей своих. Обманным маневром, вызвав удар на себя, отвлекши основные силы Святослава, они смогли выполнить свой замысел частично, спасти часть семей, которые ушли к Тереку. Однако подавляющее большинство еврейских воинов было изрублено в неравном бою, хотя и руссы, и их союзники понесли немалые потери. Евреи дрались беззаветно, с решимостью обреченных.

На Терек удалось прорваться примерно пятой части еврейского населения Итиля. Святослав не сразу двинулся в преследование, оправившись от потерь, он только на третий день пошел к Тереку. Там он осадил и взял штурмом второй по значению город хазарских евреев – Семендер, располагавшийся между нынешними станицами Гребенской и Червленной. Еврейские воины, запершись в цитадели Семендера, до последней возможности оборонялись, но были полностью перебиты в неравном сражении.

От Семендера Святослав двинулся к последнему оплоту евреев – крепости Саркел, которая находилась в то время в районе нынешней станицы Цимлянской. Саркел также пал после ожесточенного сопротивления. Этот поход русского полководца окончательно подорвал могущество Хазарского каганата.

Общины евреев еще долгое время сохраняли свое присутствие и даже руководство в некоторых районах Кубани, в северном Крыму, а также в городе Тмутаракань, напротив Керченского полуострова.

В этом городе в 1022 году находилась небольшая дружина варяжского князя Мстислава, изгнанного из своего удела. К городу подошли несметные толпы касогов и обложили его со всех сторон. Тогда еврейские отряды и дружина руссов вышли из города и построились в боевой порядок перед касожскими полками. По обычаям того времени все должен был решить поединок между вождями, и в этом поединке Мстислав победил кассожского богатыря Редедю и убил его. Касоги бежали, а Мстислав с дружиной стал княжить в Тмутаракани. Отсюда он во главе сборного войска из руссов и евреев совершил много походов, в том числе – и к Киеву, победил варяжскую дружину Ярослава в битве при Листвене (1024 год).

После этой победы Мстислав стал княжить в Чернигове, евреи же еще больше укрепились в Тмутаракани. Это положение сохранялось вплоть до событий 1078 года, когда приглашенные ими дружины князей – изгоев Олега и Романа Святославичей двинулись походом на Русь, но были разбиты и попали в плен. Выйдя из плена, Олег договорился с касогами и ясами о совместном походе на Тмутаракань. В это время там правил еврейский князь Давид, который и организовал оборону города.

И снова еврейские воины мужественно вступили в бой с намного превосходившими их по численности армиями славян и кочевников. Евреи стояли насмерть и были истреблены почти полностью. Вступив в Тмутаракань, Олег приказал убить всех, кроме женщин, которых превратили в рабынь.


… Видимо, именно этот эпизод древней истории Руси имел в виду Пушкин в знаменитой “Песне о вещем Олеге”

 

This entry was posted in Uncategorized. Bookmark the permalink.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s